Дата
Автор
Александр Ершов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Главврач омской больницы говорит, что Навальный в коме из-за «нарушения углеводного баланса». Что это значит? И насколько это правдоподобно?

1. Что случилось?

Алексей Навальный находится в коме с подозрением на отравление. Что конкретно с ним произошло, насколько можно судить по открытым источникам, до сих пор не установлено. Главный врач больницы скорой помощи № 1 города Омска Александр Мураховский сегодня рассказал о «рабочих диагнозах» Навального. «Основной из этих рабочих диагнозов, к которому мы больше всего склоняемся, — это нарушение углеводного баланса, то бишь нарушение обмена веществ. Вызвано это может быть резким понижением сахара в крови в самолете, что вызвало потерю сознания», — сказал Мураховский.

2. Что это за болезнь такая — «нарушение углеводного баланса»?

Это не какая-то конкретная болезнь, а состояние, которое может быть связано с самыми разными причинами: от недоедания до редкой наследственной нехватки некоторых ферментов. В Международной классификации болезней (МКБ-10) есть отдельная глава, посвященная такого рода заболеваниям. Слова Мураховского о понижении сахара в крови заставляют предположить, что в качестве диагноза среди нарушений обмена углеводов рассматривается один из вариантов потери сознания, связанный именно с уровнем глюкозы в крови.

3. От этого действительно можно потерять сознание?

Да, можно. Мозг потребляет значительную долю глюкозы, которая поступает с пищей или вырабатывается в организме, поэтому при резком снижении ее уровня в крови мозгу может перестать хватать энергии для работы. Но у людей, не больных сахарным диабетом, уровень глюкозы в крови постоянно регулируется прежде всего инсулином и глюкагоном, и при необходимости недостаток глюкозы восполняется из запасов, хранящихся в печени и других органах. Потеря сознания случается редко, врачи называют ее «гипогликемической комой», а в просторечии — «голодным обмороком». Обычно это явление кратковременное и купируется оно тоже просто — назначением глюкозы внутрь или в виде инъекции.

«В большинстве случаев такое состояние вовсе не требует медицинского вмешательства, чтобы завершиться благополучно, — говорит эндокринолог Ольга Демичева. — Если же человек поступает в клинику, тем более с потерей сознания, то среди тех исследований, которые в обязательном порядке проводятся, одно из первых — это определение уровня глюкозы в крови. Другими словами, диагностируется это состояние очень быстро. Насколько я знаю из средств массовой информации, Алексей Навальный уже вторые сутки находится в больнице — поэтому предполагать, что только сейчас, вдруг, было обнаружено снижение глюкозы в крови, по меньшей мере странно. По клиническим признакам гипогликемия в такую картину развития событий не укладывается».

С ней согласна Евдокия Цветкова, врач-эндокринолог, медицинская журналистка, ведущая научно-медицинского канала «Эндоновости»: «Стремительно, с резкой потерей сознания, в условиях относительного здоровья, то есть когда не было предшествующих жалоб, может развиваться именно гипогликемическая кома. Диагностируется такое состояние почти мгновенно — это можно сделать прямо в автомобиле скорой помощи. При должном лечении длительная потеря сознания для нее не характерна, а вернуть человека в сознание можно буквально на кончике иглы — путем внутривенной инфузии раствора глюкозы. Можно было бы предположить, что случилась задержка с купированием гипогликемической комы, вследствие чего развился инсульт головного мозга, — но заключение МРТ, которое было уже опубликовано, такое развитие событий не подтверждает. Другими словами, на гипогликемию эта ситуация не похожа».

4. Так может быть, у Навального диабет?

В таком случае об этом должны были быстро сообщить, а кома все равно не была бы такой длительной.

У больных диабетом может развиться более серьезное состояние. У них из-за нарушений выработки инсулина возможно повышение уровня глюкозы выше нормы, которое не компенсируется поступлением глюкозы в клетки. Из-за этого может развиваться состояние, которое называется кетоацидоз, которое сопровождается сильным обезвоживанием, и человек может впасть в диабетическую кому.

«Даже если предположить, что у пациента был диабет (о чем нет никаких свидетельств), такие состояния легко диагностируются, — объясняет Евдокия Цветкова, врач-эндокринолог, специалистка по медицинской информации, медицинская журналистка, ведущая научно-медицинского канала „Эндоновости“. — Для этого даже не нужен простой глюкометр — есть хорошо известные врачам характерные признаки, запах ацетона изо рта и т. д. И потеря сознания при таких состояниях тоже достаточно быстро купируется при лечении».

5. Почему тогда омские врачи до сих пор не могут поставить диагноз?

Мы не знаем. Вероятно, потому, что дело не в «нарушениях углеводного баланса». Диагностировать гипогликемию очень просто, а для купирования такого состояния есть хорошо разработанные протоколы. В случае с Навальным происходит что-то другое.

Александр Ершов